Блог

Ольга Бегишева

«Нескромный» вопрос: прислуга

 

А вот скажите, у кого-то из вас есть (или была когда-нибудь) домработница или горничная? И как вы вообще относитесь к этому явлению? Что это для вас – роскошь, необходимость, нормальное полезное облегчение забот, выход для ленивых и нерадивых, показатель статуса?

 

 

 

 

 

У меня вот точка зрения на прислугу с годами очень сильно изменилась. Очень долго я, как все дети советского периода, была глубоко убеждена: женщина должна сама делать все по дому. Иметь домработниц – это для мерзких ленивых богачей, эксплуатация человека человеком – это плохо, ну и так далее. Правда, я не самая образцовая хозяйка, но все нужное всегда делала сама и даже не задумывалась, что может быть иначе.

 

Пока мы с мужем не приехали в Кению. Из всех «культурных шоков» по приезде в Африку это был, наверное, один из самых сильных – я с ужасом узнала, что ВСЕ иностранцы-экспаты, живущие и работающие в Африке, имеют хотя бы горничную (естественно, из местных). Обычный же «штат» домашних работников у средней экспатской семьи в Африке такой: домработница, повар, водитель, няня, садовник и пара охранников-сторожей – дневной и ночной. Не, я понимаю, что на Рублевке и не то бывает, но тут-то обычные люди, с не такими уж большими зарплатами, причем все поголовно! А все почему – в Кении, например, зарплата прислуги 100 – 150 долларов в месяц. А то и меньше. Причем люди работают с утра до вечера, обычно с одним выходным, без медицинской страховки, отпуска и больничного! Представляете, да, это ж прям какой-то 18 век!

 

(Это доска с объявлениями людей, ищущих работу прислуги. С фотографиями, личными данными, словами типа «готов работать где угодно в любое время». Какой-то прямо невольничий рынок, честное слово!)

 


 


Мы когда только приехали в Найроби, остановились в частном гестхаузе у пожилой европейской пары, которые живут в Африке уже больше 20 лет. Так вот, мне на первом же ужине кусок встал поперек горла, когда я услышала, как эти «цивилизованные» господа обращаются со своими крепостными «домашними работниками» - исключительно на суахили (хотя те прекрасно и на английском говорят, но ведь надо же подчеркнуть классово-расовое разделение!) и  исключительно окриками и командами. Да, а на месте этого гестхауза раньше была кофейная плантация, так что я этих «господ» про себя так и стала называть «плантаторами». И решила, что уж мы-то с мужем современные молодые люди, и такого пережитка колониализма у себя дома не допустим.

 

Но реальность оказалась немного сложнее. Один наш знакомый экспат, когда мы гордо изложили ему свою принципиальную позицию, ответил: «Ну и дураки. От вас тогда для местных вреда гораздо больше, чем от этих плантаторов. Вы вообще видели, какой уровень безработицы в Кении? Если вы не нанимаете прислугу, несмотря на то, что можете себе это позволить, вы лишаете стабильного и по местным меркам немалого дохода аж несколько семей!». А ведь мы об этом и не задумывались… В общем, в итоге пришлось переступить через свою принципиальность и согласиться-таки быть «работодателями».

 

И оказалось, что это выгодно для всех сторон – все-таки мы старались с нашими «угнетаемыми» обращаться как можно справедливее и уважительнее, платить нормальную зарплату, сильно работой не загружать, давать отпуска и т.д., поэтому все наши «работники» были вполне нами довольны. Ну а мы, эх, постепенно привыкли к этой нирване – представляете, как классно, когда тебе ВООБЩЕ НЕ НАДО мыть посуду, убираться, мыть пол, стирать, гладить, водить машину… (Готовку, правда, мы им не стали доверять – угодить капризным вкусам моего мужа не удастся, по-моему, никакой поварихе с 20-летним опытом). Неожиданно вдруг высвобождается столько времени на себя, на мужа, на развлечения… Да, и причем при этом ты себя не чувствуешь избалованным «барином», а даже испытываешь удовлетворение от того, что помогаешь людям! В разное время у нас работали эритрейские и либерийские беженки, многодетная кенийская мать-одиночка, пожилой кенийский дедуля, ну и так далее.

 

 

 


И вот мы из Африки переехали в Америку… Кто в Африке не был и про всю эту «дворянскую вольницу» не знает, говорили нам – ну, как здорово, теперь, небось, вам так классно после африканских трудностей! Ага, класснее не придумаешь – приходится теперь самой мыть полы, гладить рубашки, посуду мыть (ну или в посудомоечную машину запихивать, тоже удовольствие сомнительное), бррррр… В Нью-Йорке, конечно, найти прислугу не проблема. Только тут никто меньше чем за 12 долларов в час даже разговаривать с тобой не станет. Да еще и налоги надо платить, и страховку, и вообще - если в Африке ощущение, что работника выбираешь ты, то тут «домоправительницы», похоже, выбирают тебя, ставят свои условия, и в очередь никто к тебе не выстраивается.

 

И все-таки, черт возьми, даже немного помощи по хозяйству, пусть даже за ощутимые деньги - это удобно. И «работнику», и «работодателю». Главное – уважительно относиться к чужому труду и не высокомерничать.

 

А вы как думаете?????


Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять коментарии.

n o

n o | 2 февраля 2011 г. в 18:35

у меня к этому не однозначное отношение. с одной стороны работа прислуги не очень сложна. убрался и пошел. с другой в ней чувствуется некое унижение, что согласитесь не приятно. если человек хочет работать - пусть работает.

Ольга Бегишева

Ольга Бегишева | 3 февраля 2011 г. в 18:24

Вот да, особенно неловко, если уборщица старше тебя - получается, что у нее жизнь не очень удалась, в отличие от тебя. Хотя, это точно - все зависит от того, как сама домработница воспринимает свою работу: если ей самой унизительно этим заниматься, тогда, конечно, всем неудобно. А если она спокойно к этому относится - ну, подумаешь, подработка, тогда гораздо легче и ей, и тебе.

Елена Володина

Елена Володина | 2 февраля 2011 г. в 20:54

Оля, у меня вот друзья (в России) очень много работают, чуть ли не до 12 ночи и по выходным, поэтому на уборку дома времени не остается, и они стали нанимать домработницу (500 рублей за один приход). Я не вижу в этом ничего плохого - если в этом действительно есть потребность и люди могут себе это позволить, то почему бы и нет. Правда, эта домработница приходящая, в их квартире она, конечно, не живет.
про загрузку посудомоечной машины у меня после Испании тоже масса впечатлений осталась (дома я, конечно, все мою руками). Я вот никак не понимала: ведь машина эта нужна для того, чтобы посуду мыть, так какой смысл предварительно обмывать тарелки-кружки перед загрузкой?? ну то есть все равно руки мокрые будут и лишняя вода тратится)))

Ольга Бегишева

Ольга Бегишева | 3 февраля 2011 г. в 18:27

Лена, абсолютно согласна насчет посудомойки: и вода, и электричество, и порошок/гель тратится, да еще и не все туда можно запихнуть, и ополаскивать надо перед этим, и шумит - в общем, мне тоже кажется, что удобства от нее мало.
А насчет домработницы - классно, совсем не дорого! Если их всех это устраивает, и она не чувствует неловкости и унижения, вообще дорово. Ну и, конечно, приходящая всегда лучше, чем жить вместе...

Vera Dauranova

Vera Dauranova | 15 марта 2011 г. в 22:44

у посудомоечной машины только один минус, но он присущ всем изобретениям человека)) она развивает лень
если раньше было лень помыть посуду, то теперь ее просто лень даже загрузить.
но это так лирическое отступление.
к жужжанию привыкаешь очень быстро, мы же не обращаем внимание на стиральную машинку(хотя тоже могли бы ручками помыть)))) или на шум фена и на всякую другую бытовую технику, к этому быстро привыкаешь.
сейчас переехав на новую квартиру где нет посудомоечной машины, я просто сума схожу. у меня всегда было некое отвращение к застывшему жиру, а теперь я даже стараюсь еду не жирную есть и вообще поменьше пачкать посуды)
но скоро я куплю и сюда свою помощницу
наша семья не когда не относилась (точнее уже несколько столетий) к числу богатых. чуть выше среднего.
так что касается дом работницы (обобщим домработников), в детстве у меня всегда были няни, сколько себя помню. и у меня и у брата, тоже. Но они нанимались из расчета что они и в доме убираться и кушать приготовят и меня из школы заберут, да и домашнее задание проверят. Не сказала бы что меня это сильно избаловало. Нет, вовсе нет. Тетя Валя, которую я очень сильно люблю (она у нас работала очень долго, до своей пенсии) научила меня готовить, убираться по дому и вообще много чему. мы ни когда не относились ни к кому кто бы у нас ни работал как-то плохо или унизительно-оскорбляющий. да, эти люди работали прислуга у нас в семье, но многие из них были и есть замечательные люди и некоторые нам как члены семьи, например Джон(он из Сеула) работал у нас поваром, после окончания кулинарного училища, когда он решил, что хочет двигаться дальше мы написали ему рекомендательное письмо, и на сколько мне известно он работает в весьма хорошем ресторане))) (где у меня уже скидка, так как я не сразу смогла отвыкнуть от отсутствие в моем дне его кулинарных шедевров). я могу сказать, только одно что наша семь нанимает этих людей не потому что мы с жиру бесимся, нет просто это как необходимость так и просто привычка. мама и папа работали и работают с утра до вечера, и нас с братом, как безответственных еще тогда детей оставляли на нянь. которые были достаточно образованы как педагоги. и родители знали что у нас все точно хорошо. у них конечно был выбор. они могли бы сидеть с ними и воспитывать нас, в более худших условиях или зарабатывать деньги и позволять нам всякие бонусы в виде поездок на море и тп. а когда у папы начался диабет, мы наняли Джона. ну и домработницы тоже.
прошу прошение за столь объемный комментарий, надеюсь суть я донесла.

Ekaterina

Ekaterina | 3 февраля 2011 г. в 15:20

Ольга, какая интересная тема!
У меня тоже неоднозначное отношение к домработникам: с одной стороны, я была бы не против того, чтобы раз в неделю мою квартирку приводили в совершенный вид, а с другой стороны, мне не слишком приятно осознавать, что в моих вещах копается посторонний человек. Хотя при этом я наслаждаюсь в отпуске тем, что в номере всегда порядок, какой бы разгром ты не оставила перед уходом.
Что касается посудомойки, то я являюсь счастливой обладательницей этого чуда техники уже месяца четыре: единственная сложность - частое наполнение отсека для соли (у нас вода очень жесткая). Что касается ополаскивания посуды перед загрузкой, то тут все зависит от еды, которая была в посуде (нежелательно загружать с твердыми кусочками пищи), или от конструкции самой машины. Моя, например, оснащена хорошим фильтром, который все нерастворимые остатки "тормозит" в себе.

Ольга Бегишева

Ольга Бегишева | 3 февраля 2011 г. в 18:32

Да, и вам действительно с посудомойкой удобнее? Я вот выше в комментах написала, что мне кажется, что от нее слишком много неудобств - трата воды, электричества, порошка, шум и т.д. Но у всех, видимо, по-разному.
Да, насчет "копания в вещах" абсолютно согласна. Меня, кстати, как раз наличие домработницы всегда стимулировало не разбрасывать на виду свои письма, документы, лифчики и т.д., так что, можно сказать, что даже полезно для приучения к порядку. :)

Ekaterina

Ekaterina | 4 февраля 2011 г. в 16:56

Воды тратится гораздо меньше, мойки с А-классом потребления электричества тратят не больше батарейки. Что касается порошка, то он расходуется весьма экономично (во всяком случае в моей модели машины): одной упаковки хватает на 3,5 месяца. Шум от нее гораздо меньше, чем от стиральной машины. Могу отметить, что с момента начала пользования ею, мои ногти стали гораздо крепче, посуда - чище (особенно сковороды и противни), а муж - довольнее (я перестала заставлять его мыть посуду)))) . Я ни в коем случае не призываю менять свою точку зрения, просто делюсь своими наблюдениями

Екатерина Козлова

Екатерина Козлова | 3 февраля 2011 г. в 19:42

Прочитала и сразу вспомнила, как в одной из серий "Sex and the City" Миранда наняла домработницу. И была вынуждена нагуливать круги по Манхэттену, потому что, когда они обе были дома, Миранде было не по себе, ее не оставляла мысль "раз ты дома, сама бы могла все убрать" ))) Я считаю, что если занятость такая, что домой люди приходят только поспать, и финансы позволяют, тогда, почему бы и нет. Человеку - рабочее место, а людям, делающим карьеру - комфортные условия в доме.

masha zapunyako

masha zapunyako | 4 февраля 2011 г. в 13:46

я бы не смогла вот так сразу пустить чужого человека к себе в дом, пусть даже он будет протирать полочки и мыть пол. разные ведь люди бывают...

Елена Володина

Елена Володина | 4 февраля 2011 г. в 17:39

ну, во-первых, домработницу всегда можно взять по рекомендации хороших друзей - так, действительно, надежнее. А вот по поводу того, что неловко, когда другой человек твои вещи прибирает и видит "грязь", - говорят, эти комплексы очень быстро проходят в сравнении с тем, какой в итоге получается результат: когда все аккуратно сложено, выглажено и сияет чистотой.

Анастасия Степченкова

Анастасия Степченкова | 5 февраля 2011 г. в 23:07

тема,интересна..На мой взгляд...люди, которые нанимают домашнюю прислугу, дом. работниц,и др. ,делятся на несколько типов ...либо это в конец обленившиеся люди,либо люди у который очень плотный и насыщеный рабочий график,который не позволяет успевать заниматься домашними делами. есть также люди которые просто живут в достатке и им удобнее чтобы домашние дела делали за них. мне кажется в этом нет ничего плохого...но лично я предпочла делать дела по дому сама, так как я человек,который привык к тому что в моем доме все лежит стоит так как мне хочется, у меня есть время на подобные дела)))и меня это не отягощает...да и как ниже сказано было...люди юывают разные и никогда не знаешь что можно ожидать от незнакомого человека)...

ulyana аглиуллина-ягудина

ulyana аглиуллина-ягудина | 6 февраля 2011 г. в 1:00

я бы не откозалось от домработници,это не роскош это помошник,вот я к примеру не умею везьти дом,кроме того как подмести и помыть полы шваброй я не умею нечего,даже не знаю что еще сделать чтоб было чисто в доме.я вообще не понимаю как это так можно быть в домашних делах.а к людям которые уберают твой дом надо относиться хорошо это ж ведь тоже ЛЮДИ!

ulyana аглиуллина-ягудина

ulyana аглиуллина-ягудина | 6 февраля 2011 г. в 1:06

не навижу тех людей которые строят из себя не знай кого,люди уберающие твой дом они ЛЮДИ пусть даже темнокожие.убила бы уродов которые отрываются на людях которые чуть ниже по соц.леснице.они тока по соц. леснице ниже,а морально они на много выше!

Марина!

Марина! | 6 февраля 2011 г. в 1:47

если не воспринимать того человека как специалиста, который пришел вам помочь, то, по-моему, все нормально...
есть же специалисты "муж на час", "компьютерная помощь", репетиторы и т.д.
вот и домработницу, по-моему, надо воспринимать так же, дружить не обязательно, но уважать нужно (а искать по знакомым, чтобы можно было доверять).

Александра Максимова

Александра Максимова | 6 февраля 2011 г. в 17:06

Я всеми руками ЗА!Во-первых,как пишет автор,это реально помощь людям,которые ничего кроме убрать и т п не могут,заработать,во-вторых-это очень удобно (правда,сперва сложно и боязно доверить кому-то свой дом,имущество),ну,а в-третьих,если ты (твоя семья) может себе это позволить,то почему бы и нет?!А относительно негров (извините,если кому-то это покажется не корректно),то это такая нация (наблюдения научные и мои собственные),то эти люди очень любят (даже на работе) отдых ,а крик их возвращает к действительности!Всегда должна быть грань-работодатель и подчиненный!

unusual-88 Анастасия Дыбрина

unusual-88 Анастасия Дыбрина | 7 февраля 2011 г. в 8:46

я за прислугу. раз в неделю можно позволиь себе домработницу, которая уберётся очень хорошо.

Eвгения Власова

Eвгения Власова | 9 февраля 2011 г. в 23:01

Переехала в новую квартиру, времени вылизывать её полностью просто физически не было. Около лифта висело объявление "Вымою ваши окна за символическую плату. Я действительно люблю это делать. Мне совсем не трудно, да и времени много - я на пенсии. Звоните"
Сначала с ужасом представила, как буду указывать женщине, которая годится мне в бабушки, что и как мыть. Потом подумала, а почему бы не помочь материально человеку, получаещему удовольствие от своей работы. Тем более, что для меня эта сумма ничтожна. В итоге все остались довольны